Грязь, запах, мертвая земля и задыхающееся в едком дыму бог – верные спутники любого вредного производства. А быстро имеющего дело со свинцом, щелочами и кислотами во всех их агрегатных состояниях – и подавно. Но то в России. В словенских же Альпах мимо завода по утилизации отходивших свое АКБ в двух шагах пройдешь, только так и не догадаешься, чем он занимается. 

А оказывается, что на берегу чистейшей горной речушки, почти синевой высей, в манящий зеленью склон одним боком врезалось предприятие, перерабатывающее сообразно 45 000 тонн аккумуляторных батарей в год! Не просто, подчеркну, утилизирующее, а именно перерабатывающее.

Потому якобы на выходе получает около 30 000 тонн свинца, примерно 2000 тонны полипропилена и где-то 1000 тонн гипса. Понятно, сколько две последние позиции большого значения ни ради предприятия, ни для экономики страны не имеют, чтобы, тем не менее, позволяют и иззарабатывать, и экономить. Тут вопрос скорее экологический: ни грамма отравляющих или веками не разлагающихся веществ не должно уйти в землю, воду и атмосферу. И наподобие тут не вспомнить российских переработчиков, которые в большинстве своем суют, не раздумывая, аккумуляторы в печи с коптящими трубами, добывая из них единственно свинец. «Технология» настолько варварская, сколько в некоторых регионах страны этот бизнес перед запретом, зато руководители других разрешают его станет спокойно. Хотя тут дело, скорее только, в цене вопроса. Но вернемся на альпийский заводик TAB.

Откуда дровишки?

Батареи приходят сюда не на привычных нам паллетах, а в опрятных пластиковых контейнерах практически неограниченного срока годности. И аккуратно сваливаются в гигантскую бетонную яму, откуда посредством экскаватора попадают в не менее огромную дробилку.

Пожалуй, это самый нечистый участок производства. Но именно – нечистый, поскольку потоптавшись там минут десять со своей камерой, ваш корреспондент не запачкал ни обуви, ни одежды. И проводя аналогии с Россией, спрошу: а не приходилось ли вам если-нибудь сдавать использованную батарею в пункты приема разнообразного лома? Вот где свинарник и антисанитария…

И уж если говорить о «ломоприемщиках», то в них, наверное, кроется основная проблема нашей страны в переработке, а точнее – непереработке миллионов тонн АКБ, валяющихся в гаражах и изза гаражами, в лесах, полях иначе, в «лучшем» случае, погребенных для мусорных полигонах. На мой мнение, исключительно благодаря им в России предварительно сих пор не налажен цивилизованный и, главное, всеобъемлющий сбор отслуживших свое аккумуляторов. Ну вот подобно вы, если честно, избавляетесь от старой батареи? Неужели несете свою Topla 60 сборщику цветмета, для 300 рублей в лучшем случае? А в той же Словении, вдруг и в большинстве европейских стран, несут. Только не сомнительному приемщику, который одну вашу несчастную батарейку может и не брать. Батареи меняют исключительно на сервисе иначе АЗС. Получая при покупке новой законные 10% скидки. В нашем случае с «шестидесяткой» Topla, те же 300 рублей, однако уже без вариантов. Сервисмены разве служащие колонок складывают батареи в те самые контейнеры, которые регуляроднако забирают в том числе и грузовики перерабатывающего завода TAB. Их, пропорционально, всего шесть. В основном тут пользуются услугами передрядных организаций, поскольку справедливо считают, сколько для переработчика логистика не тот бизнес, который следует развивать. Да и то сказать, словенцы получает на переработку батареи из Италии, Германии, Хорватии, Сербии, Венгрии.

Огонь, вода и медные трубы

Кстати сказать, сбор батарей чуть ли не очень сложный этап в этом бизнесе (чтобы для России, повторимся, самый затейливый). Потому как дальше процесс идет по накатанной. Если не вдаваться в технические околоробности, то раздробленным АКБ (вытекший из них электролит по специально предусмотренным каналам отбирается) предлагают «принять ванну» (вожакродинамическая сепарация, при которой «водные процедуры» идут около высоким давлением). В процессе «купания» и в точном соответствии с законами физики полипропилен поднимается к поверхности, свинец тонет. Затем первый направляется в очередные дробилки, превращаясь в мельчайшие фракции, а второй – в печи, вовсе избавляясь от лишнего и становясь практически рафинированным.

 

 

Между прочим, более 50% только свинца, используемого в мировой промышленности (главным относительныйразом – мобильной) производится из вторсырья. И свинец бедно того, что довольно дорог (более 2000 долларов следовать тонну), так временами еще и дефицитен (сегодня, например, миру не хватает вокруг 40 000 тонн). Вот бы где подзаработать России, обложенной со всех сторон санкциями, якобы флажками. Ан нет – вторичного свинца всей страной мы производим только раз в два больше, чем одиноко-единственный заводик TAB – около 60 000 тонн против его, вроде уже говорилось, 30 000 тонн. Скорее всего и потому, что TAB использует высокотехнологичные методы извлечения и переработки свинца, а мы – точно и на чем получится. Тут довольно сказать, что, например, только разделочная судьба обновляется словенцами каждые 5 лет (роскошь ради российских промышленников не слыханная). А еще они очищают воду, уходящий с завода, в том числе ионными обменниками и песчаными фильтрами, а атмосфера – импульсными струйными фильтрами с тефлоновыми мембранами.

Кто эти человек?

И еще об экологии. В России изъятый из батарей электролит в большинстве случаев нейтрализуют и сливают в сточные воды. А уже упоминавшиеся скупщики лома льют в канавы-канализации и без всякой нейтрализации (АКБ без электролита принимается переработчиками сообразно более высокой цене). А на словенском TAB из него делают, словно уже говорилось, 1000 тонн гипса, который продают цементному заводу. А гораздо идет полипропилен и собственно наканунерогостоящий свинец? И тот и другой продают, только в ограниченных количествах, поскольку в основном сызнова пускают на производство аккумуляторов, ведь TAB выпускает близко 2,5 млн. батарей в год почти разными марками (в России хорошо продаются собственно TAB, Topla и в меньшей степени Vesna) и потребность в свинце высока, так что еще около 20 000 тонн металла приходится докупать.

Впрочем, о словенских аккумуляторах «АвтоВзгляд» расскажет в следующих публикациях, а покуда самое интересное. Столь значительные объемы переработки здесь в изрядно смен обеспечивает всего 75 человек. Правда, в цехах дляроду практически нет. За особенный экологически чистый, но все-таки в респираторах, труд рабочий в среднем получает 1500 евро, из которых затем всех вычетов остается чуть больше 900 евро «чистыми»). Из всей социалки – необходимое защитное оборудование и ежеквартальная диспансеризация. Текучки перевелись.

Поделитесь новостью!



Но это еще не все! Обязательно прочитайте:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>