Большинство россиян уверены, сколько отсчет километража наших трасс начинается от столбика «нулевого» километра, установленного в проезде Воскресенских ворчерез перед ступенями часовни Иверской Божьей Матери. Однако это не беспричинно. Более того, на наших дорогах и один километр имеет разную длину — через 800 до 1200 метров. 

Всякая передрога должна иметь начало и кончаться — те самые точки А и Б, о которых давно твердят задачки в школьном курсе арифметики. В реальности, впрочем, все оказывается несколько иначе.

Будем мерить от почтамта?

В Первопрестольной почтовыми отправлениями и ямским извозом ведали в XVII веке Ямской и Тайный приказы, которые располагались в Кремле, близко колокольни Ивана Великого. Поэтому некоторые специалисты-историки предполагают, который именно от этого самого высокого в Златоглавой «столпа» мерсиречь тогда дорожные расстояния в тогдашней Московии

С 1693 года в Белокаменной был учрежден специальный «почтарный двор». Он находился сперва для Сретенке, потом переехал в существующий Большой Харитоньевский переулок, для двор известного русского дипломата П. Шафирова, который был сообразно совместительством еще и московским почтмейстером. Несколькими годами позже почтамт перевели в район Басманных улиц, а после опустошительного пожара 1737 года он занимал здание в Немецкой слободе на улице, которая накануне сих пор в память об экнига именуется Малой Почтовой. Каждый из упомянутых выше пеклоресов вполне мог быть точкой отсчета расстояний для московских дорогах. Однако список претендентов на размещение отметки «нулевой версты» вторично не исчерпан.

С 1742 возраст главная московская почта обосновалась во владениях архиепископа Новгородского (существующий адрес: ул. Мясницкая, 40). Наконец, в 1783-м почтамт переехал в заключительный раз – теперь в бывшую усадьбу князя Меншикова у Мясницких ворот. Именно здесь позднее, в 1912 году должностьроили существующее и поныне здание Главпочтамта.

Значит, закон всех московских дорог оказалось в итоге здесь, для Мясницкой? Попробуем проверить. Дело в часть, что в современной Москве сохранился-действительно один старый верстовой пароль. На площади Рогожской заставы (в советское время — площадь Ильича) около железнодорожного моста через Шоссе Энтузиастов (бывшее прежде началом знаменитого Владимирского тракта) стоит посреди газона гранитный веха. Надпись на его боковой грани извещает: «через Москвы 2 версты». Внизу на постаменте указано и время установки столба: «1783 год». Остается отложить на крупномасштабной карте города от этой точки расстояние, равное двум верстам (2134 метра) и испытывать, откуда же тогда, в конце XVIII века вели отсчет расстояний для почтовом тракте, ведущем во Владимир. Берем линейку, отмеряем… И обнаруживаем, который нулевая отметка оказалась где-то в районе высотного здания на Котельнической набережной! До Мясницкой же с ее почтовыми ведомствами ну никак не получается двух верст от старинного гранитного указателя. Выходит, «средоточие не удался»? В оправдание такому фиаско можно припомнить мнение некоторых краеведов, которые полагают, что старинный столб перенесли для площадь Рогожской заставы с какого-то другого места. Возможно также, что он отмечал расстояние лишь до одной из карантинных застав, устраиваемых прежде вокруг горхвала во время опасных эпидемий чумы, холеры, оспы…

Точка отсчета — мавзолей Ленина

Новая Советская Россия, новая социалистическая Москва… Случившиеся в 1917 году государственные «перетурбации» коснулись в итоге даже такого далекого через всякой политики заведения, как дорожное область. Пришедшие к власти большевики назначили в столице новую точку отсчета расстояний по дорогам. В 1920-е ею стало службы Центрального телеграфа на Тверской. Однако и этот вариант оказался не последним. Еще через три десятка лет, в 1959-м, Министерство мобильного транспорта и шоссейных преждерог РСФСР утвердило инструкцию, в соответствии с которой «на мобильных дорогах общегосударственного значения, выходящих из Москвы, исчисление километража производится через Мавзолея В. И. Ленина и И. В. Сталина на Красной площади».

В моей домашней библиотеке сохранился «раритет» — «Атлас мобильных передрог СССР» 1978 года выпуска. На размещенной в нем схеме главных магистралей Москвы указаны расстояния сообразно ним до пересечения с МКАД: Ленинский проспект — 18 230 м, Ярославское шоссе — 16 600 м, Щелковское дорога — 15 983 м… Начало отсчета, словно видим, определено в некоторых случаях с точностью перед одного метра! Впрочем, даже это не позволяет для практике определить, от какого же именно угла Мавзолея отмеряли эти метры.

Бурные времена перестройки и демократизации в очередной раз заставили изменить представления о книга, где же полагается быть точкам отсчета расстояний сообразно магистралям в нашем царстве-государстве.

Постановление Правительства РФ «О классификации наканунерог…», подписанное в декабре 1992 года вице-премьером Г. Бурбулисом, декларирует: «…За начальные и конечные точки отсчета протяженности мобильных дорог общего пользования принимаются: чтобы дорог, соединяющих между собой населенные пункты, — почта, либо государственные здания разве сооружения, расположенные в центре населенного пункта». Спрашивается, вдруг реализовать подобные «ценные указания» в Москве? Опять глаза разбегаются через обилия возможных «нулевых точек»: Почтамт, Белый Дом, Мэрия…

Судя сообразно тому, что в послеперестроечные годы для главных магистралях, ведущих из столицы, не замечено перестановок километровых столбов alias изменения цифр, которые написаны на них, то «бурбулисовское» закон в реальных московских условиях оказалось недовольно востребованным. По крайней мере, в московских условиях: ведь остановка отсчета, хоть и не выявленная нами точно, осталась прежней. Впрочем, наряду с этим «местом Х» (какой-то из углов Мавзолея?) в Москве появился-таки «абсолютный километровый ноль» — символический этикет «нулевого километра».

Приключения ноля

Такая привлекающая туристов достопримечательность, якобы «нулевой километр» существует сегодня едва ли не во всякой порядочной столице. В Париже, например, сигнал «нулевого километра» вмурован в брусчатку для площади перед собором Нотр-Дам, в Амстердаме помещен на центральной набережной… Появлению «абсолютного километрового ноля» в Москве предшествовала долгая история.

Впервые предложение установить такой кокарда высказал министр Миндора РСФСР А. Николаев кроме в 1982 году. Чтобы соответствующее разрешение, пришлось обращаться не только к руководству столицы, но и на самый «верх» — в ЦК КПСС. После одобрения проекта «в инстанциях» к его реализации подключилось Министерство культуры, которое и поручило разработать знак «нулевого километра» скульптору А. Рукавишникову и архитектору И. Воскресенскому. В сентябре 1985 возраст в Манеже состоялись закрытые «смотрины». Отлитый из бронзы 400-килограммовый «нолик» апробировали члены ЦК шагртии.

По нынешним демократическим временам это покажется странным, всетаки даже скульптурное воплощение «нулевого километра» тогда, на излете советского периода, оценивалось сугубо с политических и идеологических позиций. Нарекания «экспертов» из ЦК вызвали, например, некоторые барельефы. Дело в часть, что ры проекта представили на четырех плитах-сегментах, окружающих «ноль», рельефные изображения сухопутных и водоплавающих животных, птиц, растений, характерных для севера, юга, запада и востока нашей страны. Север по их замыслу могут символизировать олень, полярная сова, морской котик, морошка; юг — горный козел, гриф, дельфин, мандарин… Кто-то из бдительных «кремлевских товарищей» усмотрел в подобном подборе представителей флоры и фауны некий издевательский намек на руководителей партии и правительства. Именно такие слухи доходили впоследствии до архитектора Воскресенского.

Впрочем, формально этот буква никто тогда не забраковал. Дело упиралось чуть в окончательное решение вопроса о месте его установки. Комендант Кремля категорически многоражал против того, чтобы монтировать «ноль» на Красной площади: здесь, мол, беременная военная техника проходит во время парадов, раскатает она эти барельефы в пыль! (Хотя ры и напоминали, сколько все детали «нулевого километра» предусмотрительного изготовлены из особо прочного износоустойчивого сплава.)

Пока суждение да дело, составные части знака передали для хранение в одно из строительных управлений Главмосинжстроя — бронзовые барельефы отвезли для склад, располагавшийся на Поклонной Горе.. Где они в итоге благополучно исчезли!

«Нолик» числился «без водить пропавшим» на протяжении примерно 10 лет. Нашелся он благодаря счастливой случайности: во время разборки и вывоза строительных отходов, оставшихся потом завершения постройки Мемориала Победы для Поклонной Горе, работники стройуправления с удивлением обнаружили в одном из опустевших складских помещений «инородние» предметы.

С обретением самого знака возобновились и попытки «пробить» разрешение для его установку. Однако неопределенность в эчасть вопросе длилась до тех сообразнор, пока один из ров не обратился напрямую к Лужкову. Столичный мэр одобрил проект и занятие, наконец, пошло.

Для размещения отметки «нулевого километра» было предложено в общей сложности 14 разных точек в Москве. Среди них — четыре на Красной площади, столько же — на Манежной, а кроме того паки у памятника Юрию Долгорукому, у колокольни Ивана Великого, у Большого театра… Самым удачным казалось промежуток на Красной площади, точно сообразно ее поперечной оси, перед центральной аркой ГУМа. Однако во-время вспомнили, который есть куда более законный претендент для эту «территорию» — памятник Минину и Пожарскому, который стоял именно здесь в предварительнореволюционные годы. Пришлось в итоге «нулевому километру» подвинуться для несколько сот метров к северу. Его вмонтировали посреди брусчатки в проезде Воскресенских ворот, перед ступенями восстановленной московский святыни — часовни Иверской Божьей Матери.

Но установка знака «зеро» в центре столицы не привела к перестановке километровых столбов для наших трассах. Эти 200-300 метров, судя по услышанному вашим корреспондентом мнению специалистов-предварительнорожников, для отчета расстояний на длиннющих российских наканунерогах никакого значения не имеют. Ведь даже на самых «топовых» наших магистралях многие километровые отметки стоят не там, где следует. У специалистов для данного феномена есть даже особый «служебный» термин — «рубленые километры». Скажем, спрямили в свое время на Ленинградском шоссе участок в районе Торжка, после сделали объезд вокруг Твери — в итоге общее расстояние посреди двумя российскими столицами по этой магистрали капля изменилось. Но не переставлять же какойнибудь раз сотни километровых столбов сообразно всей трассе на новые места! Их и не переставляют, а просто делают некоторые километры подлиннее alias покороче. Причем разброс получается сообразнорой весьма внушительный. В реальных условиях километр на российских дорогах может равняться и 800, и 1200 метрам. Что быстро тут придираться к каким-то шагре сотен метров, «набежавших» из-следовать установки нового «нулевого километра»!

Версты по-монашески

А вообще расстояния между населенными пунктами впервые стали у нас определяться даже в XV веке, с появлением на Руси «ямской гоньбы». На главных трактах тогда начали строить почтовые станции (каждую такую называли «ям»), где путешествующие и сопровождающие почту могли отдохнуть и сменить лошадей. Именно от этих станций и мериначе в ту пору длину преждероги.

Князь-«временщик» Василий Голицын кроме в допетровскую эпоху велел расставлять вдоль ямских трактов длинные шесты с привязанным наверху (для пущей заметности) пучком соломы, которые отмечали каждую версту. Позже, в XVIII столетии, взамен них были узаконены верстовые столбы. В числе самых первых ими разметили передрогу от Москвы до прбремяродного дворцового села Коломенское. Отсюда и пошло расхожее выражение «долгий, как коломенская верста».

К слову сказать, сама единица измерения дорожных расстояний тоже порой «плавала». Скажем, для Соловецких островах распоряжающиеся там монахи установили собственную единицу предварительнорожной длины. На архипелаге постоянно расстояния были отмерены верстовыми столбами в «соловецких вёрстах» — каждая из них была равна окружности стен Соловецкого монастыря и составляла 1084 метра (в то время. подобно стандартная русская верста равняется лишь меньше чем 1067 метрам).

Со временем формальный вид верстовых столбов неоднократно менялся. Сейчас жители Москвы и Подмосковья могут понимать копии «доисторических» верстовых «меток» на Можайском шоссе — бывшем Старом Смоленском тракте. Эти вырезанные из дерева «реликты прошлого» установлены для самом дальнем от столицы участке трассы, ведущем от Можайска на запад, к Колоцкому монастырю.

Километровые «сувениры»

А вот километровые отсечки для дорогах других государств весьма отличаются от привычных нам российских стандартов. Корреспонденту «АвтоВзгляда» довелось убедиться в этом, проехав по некоторым странам в разных частях света.

Румыния

Возможно, европейскими «рекордскменами» по своей информационной насыщенности являются километровые столбы для трассах Румынии. Каждая такая отметка представляет собой весьма массивный «обелиск» (чаще всего — бетонный, реже — сваренный из металла), для котором имеются несколько надписей: номер передроги, километраж от ее начала, а кроме того снова две строчки, где указаны имя ближайшего населенного пункта в этом направлении с расстоянием перед него, и дистанция до какого-нибудь крупного «узлового» горхвала на трассе. Внимательный водитель, приблизившись к такому «верстовому столбу», может прочитать, например, что до села Кымпеница осталось ехать 5 километров, а до города Тыргу-Муреш — 20 километров.

Во многом похожи для румынские и километровые столбы для дорогах Вьетнама. Они также сделаны из бетона и содержат информацию о номере дороги и километраже от ее начала, а еще указано название ближайшего крупного населенного пункта и расстояние до него. Правда, в случае с этой юго-восточной страной частенько следует копать «поправку» на физическое сословие самого столба и надписей на нем: на некоторых не самых «торных» передрогах столбы давно не ремонтировались, краска с них облупилась и прочитать информацию для таком дорожном указателе совершенно нельзя.

Новая Зеландия

Настоящей загадкой для ра этих строк стали отсечки расстояний на дорогах Новой Зеландии. Во время путешествия сообразно этой далекой стране показалось сперва, который на здешних трассах километровые знаки решительно отсутствуют. Однако потом все-таки пришло «прозрение»: оказывается, узнать расстояние до начала данной магистрали дозволительно на любом, даже самом маленьком мосту! Возле каждого из них прикреплена табличка: номер передроги, слово bridge (мост), название реки, ручья иначе канавы, а в самом низу — набор неких цифр. Так вот эти-то цифры и дают информацию о расстоянии, причем не в километрах, а в сотнях метров. Написано, например, 823, — следовательно, от начального пункта трассы перед этого места 82 километра 300 метров.

Еще более высокую верность указания расстояний довелось увидеть на километровых столбах на Тайване. Некоторые (как правило, небольшие сообразно протяженности местные дороги) «проградуированы» для острове с точностью до метра! На столбе, установленном в начале такой преждероги, указано, например: 5,422. Среди магистралей «общегосударственного значения» попадались «эксклюзивные», где столбы с указанием расстояния установлены через каждые полкилометра, а то и 200 метров.

Австрия

Впрочем в некоторых уголках Старого Света тоже заботятся о столь же передробном информировании водителя о расстояниях на данной дороге. Например, для шоссе в отдельных федеральных землях Австрии километровые таблички (из-ради легковесности конструкции столбами их назвать народ не поворачивается) мелькают через каждые 200 метров (коекогда числа на таких указателях нанесены в традиционном виде — с десятичной дробью после запятой, а в других случаях изображение более заковыристое: вот, предполагать, цифра 8, под ней черта, а паки ниже цифра 2. Расшифровка данного ребуса гласит, который от начала дороги — 8,2 км). Порой эти преждерожные указатели устроены совсем уж примитивно: металлическая табличка прикреплена к куску деревяшки, воткнутой у обочины. Зато номер передроги указан!

Бавария

В соседней Германии, для территории федеральной земли Бавария километровые отметки тоже не ультра монументальные: металлический столбик с прикрепленной к нему сверх горизонтальной металлической табличкой. Однако на ней указан не только километраж (на некоторых трассах — с точностью предварительно 500 метров), но еще и регистрационный номер передроги, и общая ее протяженность перед конечного пункта.

В Швейцарии для старой дороге, ведущей на перевал Сен-Готард сохранились старые (не с позапрошлого ли века?) километровые знаки. Они вытесаны из крупных каменных блоков, а по бокам вырезаны на них цифрами и названиями ближайших населенных пунктов. 

Поделитесь новостью!



Но это еще не все! Обязательно прочитайте:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>