Шведский и американский гражданин. Майор шведской армии в отставке. Почетный гражданин Нижнего Новгорхвала. «Спаситель ГАЗа». Впрочем, ради 50 000 нижегородцев, оказавшихся следовать воротами в результате этого «спасения», более актуально другое «чин» Бу Андерссона — «преступник издержек». На ВАЗе же его и вовсе прозвали «сказочником». 

Шесть месяцев — удовлетворительный срок, чтобы оценить, в плюс либо в минус заводу пошло назначение президентом АВТОВАЗа иностранца.

Назначение, вызвавшее страхи и надежды. При подведении предваедварительных итогов надо учитывать и неблагоприятную конъюнктуру мирового рынка. Легковые мобили ушли в отложенный спрос, что отразилось и на финансовых показателях завода. Тем не менее, всемирный тренд оценить можно.

Эффективный менеджер или умелый распорядитель похорон?

И, следуя ему, получается, который АВТОВАЗ приобрел в лице Андерссона не «убийцу» и не «спасителя». В Тольятти приехал, скорее, очень упрямый и честолюбивый распорядитель похорон. Которые, коль, к несчастью для страны, совершенно-таки случатся, то будут организованы по высшему разряду. Под вывеской эффективности.

Кстати, главный документ, по которому с 2010 года жил завод — «Стратегия развития «АвтоВАЗа 2020» — уже похоронен. А промеж прочим, эта стратегия принесла АВТОАЗу весь последние достижения 2011-2013 годов: Ладу Гранту (бестселлер, который единый «кормит» завод теперь); организацию производства на платформе иностранных шагртнеров, где тогда же и начали пропускать японский Ниссан Альмеру; реанимацию ижевской площадки и — новые производства окраски и двигателей (которые, кстати сказать, Андерссон отчего-то преподносит ровно собственные свершения). Как, впрочем, и Гранту хэтчбек, которую он назвал лифтбек. Но поменять имя типа кузова — маловато, согласитесь, довольно. А похороны заводу очень не ко времени. Между тем, лишь в первом полугодии 2014 года чистый убыток предприятия составил 2,75 млрд. рублей.

На чью сторону перешел АВТОВАЗ в войне санкций?

С момента вступления в служба Бу Андерссона, в мире и в стране многое изменилось. И разговоры о необходимости импортозамещения и реиндустриализации, которые предварительно крымских событий были в статусе благих намерений, сегодня должны звучать иначе. Уже первые два этапа санкций наших «западных шагртнеров» принесли немало проблем экономике России.

И что мы на этом фоне видим? Ну, например, длярушение принципов чередования председателей совета директоров АВТОВАЗа. 26 июня для годовом общем собрании акционеров переизбран Карлос Гон. Гендиректор госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов стал его заместителем. Оно и конечно – Чемезов персонально попал перед санкции. А по существу это подчеркивает, что АВТОВАЗ — уже не российское предприятие. Да. в России больше половины по факту — иностранные. Но АВТОВАЗ – задний в России, кто способен разработать сообразно полному циклу. На завод завязано больше семисот поставщиков. Компания обеспечивает работой миллионы россиян. И сколько ждет их завтра? Ничего хорошего. Ведь «рулит» АВТОВАЗом человек, для которого долгосрочная стратегия не важна. У него же контрдействие на три года. Ему интересна план. Личный успех. Здесь и сейчас. Ему надлежит показать результат своему французскому шефу. Которого интересуют всего бизнес-показатели. А благосостояние россиян — это вовсе другое.

При этом послерплаты иностранных менеджеров, которых становится всегда больше (вопреки заявлениям Андерссона) выросли в разы. И завод становится просто сборочным производством лицензионных мобилей.

Нужно это России? В условиях, если очевидно: США твердо взяли курс на возвращение к «холодной войне»? А события последних лет показывают, сколько «холодной» процесс может не ограничиться, коль дело касается интересов США. Согласитесь, не лучшее время для экспериментов с иностранными менеджерами для, без преувеличения, стратегическом предприятии. И который вероятный сценарий ждет в свете изложенного АВТОВАЗ? Под популистскую риторику будут убиты успешные российские проекты. Для освобождения производства и рынка перед иномарки.

Зачем делать ставку на иностранцев

Что слышали от Андерссона вазовцы? Что сотрудников нуждаться любить, что «нужно видеть дальше своего станка и населять интересами всего завода», сколько сокращения будут минимальны, что коснутся они, прежде всего, иностранных специалистов и руководителей, которые чересчур дорого обходятся, а специалистов российских он крайне любит и уважает, гордится ими и обеспечит им достойные следоватьрплаты. И заводчане верили.

Сейчас тональность изменилась. Слова Андерссона не подобный вяжутся с делами. Да, часть иностранцев уволена. Но новых набрано в два раза больше. Вице-президент по закупкам — индиец Мамиллапалле из Tata Motors. У него связи с производителями комплектующих из Азии.

То лопать, и АВТОВАЗ переориентируется на Азию? А что будет с российскими поставщиками, с которыми так много работал предыдущий гендиректор Игорь Комаров (уже как минимум две дочерние компании АВТОВАЗА — «Лада-Инструмент» и «АвтоВАЗ-ПРОО — планируют сократить свыше 850 сотрудников в связи с уменьшением заказов со стороны завода)? А заместителем в ранге директора у Мамиллапалле — поляк Напиорковский, хорошо популярный тольяттинцам, как бывший менеджер по закупкам ЗАО «GM-AVTOVAZ», по слухам, вынужденный уйти из-за, скажем, неразборчивости в знакомствах. То затрапезничать, на ключевых позициях иностранцы, который противоречит заявлениям Андерссона. Говорит одно, делает другое, а думает — наверняка — третье. И действительно не о развитии новых компетенций в России. Впрочем, судите сами.

Вот уже LADA XRAY довольно на платформе Renault. А где же новая вазоовская платформа Лада В?

Уволился вице-президент по техническому развитию Евгений Шмелев, тот настоящий, который в 2009 году выступил против превращения ВАЗа в «отвертку». Андерссон расстался с ни свободно. И, судя по сокращениям в НТЦ, техническое развитие Лады вовсе не в приоритете.

Не сложилось и с обещаниями сократить руководителей. Фактически за счет реорганизации их количество один растет. По слухам, раза в четыре. За счет дробления производств. Говорят, заняты они не производственными проблемами, а презентацией «ежедневных маленьких побед», которых требует Андерссон. Зато открыты вакансии примерно на два десятка топ-менеджеров. А они не идут, может, не хотят с Андерссоном работать?

АВТОВАЗ покидают те, кто проработал на производстве и для руководящих должностях десятки лет. И речь не идет о заслуженных ветеранах. Нет, уходят полные сил и амбиций профессионалы, которым по сорок-пятьдесят, основа и опора завода. Есть и другие настораживающие моменты. На что обосновано присутствие иностранных менеджеров в связи с их передроговизной? Насколько профессиональны те, кто приходит с ГАЗа?

В Тольятти началась ловля на ведьм

Успехов не видно, зато в разгаре «облава на ведьм», призванная явить миру виновных в отсутствии так необходимых Андерссону успехов. И вот уже семейные рабочие династии объявляются злостной коррупцией. Желающих работать, только старающихся предостеречь новость начальство от очевидных ошибок, клеймят, словно саботажников. «Саботаж» и «коррупция» — слова слишком часто употребляемые иностранным топ-менеджером. Бестактно зачастую.

А персонал все сокращается. Вместо 7500 планируется освобождение уже 14 000. Осенью. Выйдут люди из отпуска, а им: пожалуйте на выход! Хороший подарок к выборам губернатора…

Кстати, Андерссон с первых дней своего президентства заявлял, который сокращения неизбежны, но остающимся сотрудникам следоватьрплата будет повышаться. За счет оптимизации и роста прибыльности.

Сокращения затрапезничать, а зарплаты не растут… При Комарове заявлялось, и справедливо, сколько роста зарплат не может существовать, поскольку финансовое положение тяжелое. И тем не менее следоватьрплата индексировалась не единожды.

В общем, репутация Андерссона шатается совершенно сильнее. И все чаще ставится вопрос: в чьих интересах он действует? И весь реже его в курилках называют Борисом Иванычем, а всетаки чаще – «сказочником»… 

Поделитесь новостью!



Но это еще не все! Обязательно прочитайте:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>