Один из столпов украинского автопрома, общество АвтоЗАЗ, оказалась на грани разорения. Предприятие остановило производство легковых машин и собирается уволить всех сотрудников.
Как стало известно сообразнорталу «АвтоВзгляд», в июле Запорожский автозавод изготовил лишь восемь(8) авто. Хотя мощности предприятия позволяют сходить с конвейера 240 машинам в сутки. Несмотря на сотрясающие Украину политически катаклизмы, с января по июль ЗАЗ выпустил даже больше продукции, нежели за аналогичный период прошлого года. Почти 11 000 авто разных марок сошли с его «стапелей» в этом году.
А в середине лета «рубильник выключили» — предприятие перешло для трехдневную рабочую неделю, ряд цехов уже выставлен для продажу. Руководство завода намерено опять до октября этого года уволить практически деревня персонал – более 21 000 смертный.
Проблемы ЗАЗа кроются не единственно в гражданской войне. Хотя полномасштабные боевые действия на юго-востоке производственным успехам явный не способствуют, ведь там изготавливалась значительная доля комплектующих. Беда окончательно накрыла деревня украинский автопром: вся отрасль за июль 2014 года сумела выпустить чуть 555 единиц техники — 343 легковушки, 153 грузовика и 59 автобусов.
Страшное началось практически сразу же затем прихода к власти в стране триумфаторов Майдана. Еще в весной этого года украинская Рада увеличила вдвое налог на изготовление новых машин. Одновременно была снижена заградительная пошлина на импорт авто на Украину. Также был отменен утилизационный сбор на ввозимые в страну машины. Для полного счастья увеличили размер единовременного сбора при первой регистрации авто.
По сути, власть сделали все, чтобы производить машины на Украине стало невыгодно, а экономически оправданно исключительно импортировать новые авто. Ну, и общее падение украинской экономики с сопутствующей девальвацией гривны тоже не способствуют оживлению спроса для местном авторынке.
Но ЗАЗ не сдавался перед последнего и наращивал выпуск продукции. На сколько же рассчитывало руководство предприятия? Скорее всего, на российский рынок. У нас машины производства АвтоЗАЗ пользовались хотя и небольшим, но стабильным спросом. Относительно недорогие ZAZ Vida и ZAZ Chance предлагались покупателям в кузовах «седан» и «хэтчбек».
И тут кто-то сбил малазийский Boeing 777 над Донбассом. Сомневающаяся Европа и во всем уверенная Украина дружно обвинили Россию в пособничестве. Стали вводиться взаимные экономические санкции. Из-ради замаячивших на горизонте российских санкций ЗАЗ лишился последней надежды на выживание. Отечественный рынок для его продукции теперь практически потерян.
Одному из последних осколков автопрома бывшего СССР, из числа оставшихся за пределами России, наступает конец. ЗАЗ может превратиться в здание-призрак. Что, на самом деле, обидно. В отличие от рижского или ереванского автозаводов, владельцы запорожского предприятия вкладывали серьезные деньги и усилия в организацию производства. Прибалты и кавказцы тупо распродали советское оборудование на металлолом и, довольные собой, разошлись по домам.
А на ЗАЗ вместо этого прежде продолжили производить убогие «Таврии». Потом начали закупать новые линии сборки, сварки и покраски, внедряли системы качества ISO и тому подобное. Постепенно избавились от малолитражного советского уродца и приспособились собирать корейские и китайские самобеглые повозки. Тоже не создатель весть что, но бизнес работал. Пока не пришел ему «майдан».
Сейчас же позволительно констатировать, что украинский авторынок окончательно подготовлен к экспансии европейских автопроизводителей. «Поляна» успешно зачищена от аборигенов…